Техника и тактика баскетбола
По игровым амплуа в современом баскетболе различают следующие позиции - атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют “плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова “playmaker”, что в переводе значит - тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом.
Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.
Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок“. Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс“. Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз“, который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА.
Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.
В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.
Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч “, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов.
Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок “крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча.
Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или “из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре.
До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и “микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель“ Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника“ Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют “малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником“. Майкл Джордан, которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические “полеты” над игровой площадкой получил прозвище “Их Воздушество”.
Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд“, игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд“ заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост.
При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет.